Пусть будет отчёт о понедельничном походе на госэкзамен в Консерваторию. Итого: это были отрывки из "Кармен", "Травиаты" и "Риголетто". Я вообще не знаток, не ценитель, и слуха у меня нет.
Совершенно однозначно и безоговорочно мне понравились оркестр и дирижёр. И даже та неблагозвучная кастрюля, по которой колотили в "Риголетто", тоже понравилась.
Вкусовщина, сомнительные лирические отступления и самокопание."Кармен" впечатлила размахом: толпы народа, яркие акценты в костюмах, столы, лавки, красные(!) табуретки, барная стойка и даже кожаные брюки, жилетка и лакированные шпильки Кармен — всё создавало общий образ. Эдакую разухабистую смесь ночного клуба (90-х? 00-х?), клипов стилистики "читающий рэп чувак, сексуальные красотки, тачки и т.д." и провинциальной дискотеки. Ребята молодцы, они старались и пели хором прекрасно. Вообще отрывок для первой части выбран был эффектный и обыгран не без иронии. Тореадор — в красных бархатных штанах, спортивной куртке, майке, кепке и с цепью на шее; некий товарищ, лапавший Кармен (Кармен отвечала взаимностью) — вполне классического вида "черные брюки/белая рубашка". Контрабандисты в цветных узорчатых жилетах и галстуках-водопадах. Красавчик-Хосе — в стилизованном мундире. Кармен вообще в кожаных брюках)
Но где много действий, там много к чему можно придраться. Например, мне было заметно, что ребята на сцене танцуют что-то странное: танец товарища в полосатой жилетке и его дамы с красным поясом (друзья-контрабандисты Кармен) вызывал умиление и желание пригласить их на занятия. Они старались, и я понимаю, что там вообще другие задачи и т.д. (вот Л. на это дело не обратила внимания.) Это было умилительно, трогательно, неуклюже и — подумала сейчас — отлично сочеталось с остальным, творившимся на сцене. Может, в этом и была задумка.
Тут будет лирическое отступление про искренность.У меня с искренностью странно. Я нашла то, что мне эстетически близко (или я так думаю), и выражение вовне других людей, не совпадающее с этим найденным, мне трудно воспринимать как "настоящее". Порой — очень трудно, почти невозможно. Поэтому в нарочитой сексуальности постановки "Кармен" (и частично "Риголетто"), в этих жутковатых извивающихся телах, закидываемых ногах и жадных руках я не увидела искренности. Не могу подобрать слова, я не очень хороший комментатор всего, что выше pg-13, простите мне мой жаргон. Это было наиграно? Пошло? Оно меня напугало? Отталкивало? Я ханжа? Морализатор? В общем, эстетически это не моё.
Для меня важна завершенность и какая-то одной мне понятная красота и правдивость. Как только я поняла, что многие проявления культуры и меня самой для меня сделались неприемлемыми, так сразу стало тяжелее (но и, странным образом, легче). Это мой взгляд, и я понимаю, что он только отражает меня и мои собственные мерки. Другой на то и Другой, чтобы выражать своё как угодно иначе, чем я привыкла, и это для него и правда, и предельное обнажение, и поиск; и только я не вижу и не ощущаю этих бездн. Может быть. Но. Тореадор-то картонный! И этого же певца Жорж Жермон из "Травиаты" тоже был таков.
Вообще отрывок из "Травиаты" навеял на меня сон) Оценить техническую сложность и виртуозность исполнения я не могла, но могла ощущать, что в баритоне мне не хватает глубины и эмоций, а в сопрано — палитры и чувств. И нет, заламывание рук и беспокойное хождение по сцене — это не чувства, а только не самая удачная попытка их изобразить. Да, это изначально более камерный отрывок и, возможно, сам по себе такой... надуманный. Потому как даже Альфред Жермон — страстный и одновременно трогательный Хосе из Кармен — тут был инфантильным красавчиком, отчетливо самовлюбленным и скучным в этой нарциссической замкнутости. А больше сказать нечего. Зал рукоплескал, может быть, впечатлившись, а, может, обрадовавшись, что всё кончилось)
А дальше был "Риголетто". Хорош! Хорош Риголетто, которого пел, видимо, опытный артист (а ведь тоже баритон, а сколько эмоций и оттенков, сколько богатства). Кабатчиком Спарафучиле был товарищ, проявлявший в первой из постановок внимание к Кармен (не без взаимности, но это было такое циничное взаимодействие двух людей, знающих цену друг другу и этому взаимодействию, без всякой душевной вовлеченности — кстати, единственная сцена с обжиманиями, которая не вызвала у меня желания доработать её напильником), а исполнительница роли Кармен — его сестрой Маддаленой. Герцог — Хосе. (И снова много страсти на грани и за гранью между этими двумя). Возможно, ветреные самовлюбленные красавчики хорошо удаются этому парню, но Герцога спел он славно. Обаятельный, увлекающийся, отдающийся моменту, совершенно не чувствующий каких-то рамок или голоса совести. Эдакий привлекательный даже не злодей, а просто пустой человек, который совершенно искренне не понимает, что, вообще-то, он не прав. (Где-то тут снова пробегал Тореадор, кажется, и снова был бы вполне приемлемым, если бы не его "звёздность" и заигрывания с публикой.) Дочь Риголетто, Джильда, тоже была хороша. Обычно я воспринимаю несколько отстранённо таких нежных девочек — милых, правильных, трогательных и сопрано. А эта Джильда (впротивовес Виолетте из Травиаты) была глубокой, в её пении были чувства, оттенки, интонации, в пластике — грация и искренность. Ей хотелось и моглось сопереживать, что для меня было довольно неожиданно.
Было здорово, было совершенно для меня бесплатно и я, пожалуй повторю.